Главная » История Российской адвокатуры

История Российской адвокатуры


Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
 
Истрию возникновения и развития Российской адвокатуры в нашей стране легче будет понять после того, как мы разберемся с понятием адвокатуры.

Понятие адвокатуры

Адвокатура - социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде и иными законными способами.
 
Подобно судье, адвокат - есть общественная должность, задача которой заключается в том, чтобы оберегать права частного лица. Но, в то время, когда судья оберегает эти права в силу своей государственной власти, адвокат осуществляет помощь, предоставляя свое знание законов в распоряжение доверителя, и старается дать судебной тяжбе благоприятное для доверителя направление. Всюду, где обычные граждане не способны изучить право во всей его глубине, возникает необходимость особой прослойки общества - юридически образованных защитников. Объединение таких высоко профессиональных юристов, подтвердивших свои знания, называется Адвокатура.
 

Зарождение института адвокатуры

О профессиональных поверенных «адвокатуры» впервые история упоминает в законодательных памятниках XV века. Принцип личной явки в суд продолжает ещё долго господствовать. По Псковской судной грамоте, поверенными могут пользоваться только женщины, дети, дряхлые старики, монахи и глухие. В той же судной грамоте имеется статья, воспрещающая поверенным вести более одного дела в день, откуда можно, по-видимому, заключить, что в действительности деятельность ходатаев едва ли ограничивалась пределами, поставленными ей законом.
 
История говорит нам о том, что адвокатура в СССР имела статус добровольной общественной организации лиц, занимающихся адвокатской практикой, построенной на началах выборности всех её органов самоуправления.
 
Жизнедеятельность советской адвокатуры была регламентирована Положениями, принятие которых относилось к компетенции союзных республик (в РСФСР действовало «Положение об адвокатуре», утверждённое 25 июля 1962 г.; см. «Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1962, № 29, стр. 450).
 
В республиках, областях, краях, а также в Москве и Ленинграде имелись коллегии адвокатов; в районах и городах действовали юридические консультации, объединявших адвокатов данного района (города).
 
Адвокат, являющийся членом коллегии определённого уровня (республиканской, областной и т. д.), мог выступать во всех судебных органах СССР. Высший орган коллегии адвокатов — общее собрание или конференция, которые устанавливали численный состав коллегии, для практической работы между собраниями избирался Президиум, который организовывал сами юридические консультации, назначал заведующих, распределял адвокатов по консультациям.
 
Государственное руководство деятельностью адвокатуры осуществляли Советы Министров союзных республик, либо юридические комиссии при Советах Министров союзной республики, либо исполкомы областных (краевых) Советов депутатов трудящихся или Советы Министров АССР.
 
22 декабря 1938 года, Наркомюст СССР выпустил директиву «О работе коллегий защитников», ознаменовавшую начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение.
 
Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось исторической моделью для всех последующих законов об адвокатуре. Адвокатам запретили сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило их выбирать между работой в государственных органах и работой в адвокатуре. Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов был передан Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы. В период военного времени численный состав адвокатуры сократился (за первые два года войны на 55%).
 
В пятидесятых годах прошлого века стала меняться позиция законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов, и был предпринят ряд шагов, свидетельствующих о более либеральном взгляде государства на адвокатуру. Это были исторические для адвокатуры шаги, которые можно объяснить общим изменением политической ситуации в стране. В период с 1960 года по 1962 год союзные республики, в том числе и Украина, принимают новые Положения об адвокатуре. В соответствии со ст. 1 Положения коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, организационной формой которой были лишь юридические консультации, то есть возможности заниматься частной практикой Положение не предусматривало.

Конституция СССР, принятая в 1977 году, включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161), а 30 ноября 1979 года принимается Закон СССР «Об адвокатуре».
 
Последним нормативным актом, на основе которого действовала советская адвокатура, было Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. Оно устарело, но формально продолжало действовать вплоть до принятия в 2002 году закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который действует и по сей день.
 
 

Полезные ссылки: